новости режим работы контакты судебные акты вакансии карта сайта подписка поиск



Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Главная

Краткая историческая справка

 

Современная система экономического правосудия в нашей стране возникла отнюдь не на пустом месте. Её истоки уходят в глубокое историческое прошлое.

 

Первое упоминание об особых судах для торгового сословия России встречается в Уставной грамоте Новгородского князя Всеволода Мстиславовича, датированной 1135 годом. Особые таможенные суды, состоявшие "из лучших торговых люден", были учреждены по Ново-Торговому Уставу в 1667 году.

 

Дальнейшее развитие торговые суды получили при Петре I.  В 1699 году в Москве учреждена бурмистрская палата. В 1719 году создана Коммерц-Коллегия, ведающая торговыми и вексельными делами.

 

На смену Государевой Боярской Думе и Расправной Золотой Палате высшей судебной инстанцией стал Сенат. Его IV Департамент, бывший высшей апелляционной инстанцией по торговым делам, отчасти можно считать предшественником Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

 

Начало создания коммерческих судов в современном понимании относится к 1808 году, когда был учрежден коммерческий суд в Одессе. Затем такие суды были образованы в Таганроге (1818 г.), Феодосии (1819 г.), Архангельске (1820 г.), Измаиле (1824 г.).

 

14 мая 1832 года опубликовано Общее положение об учреждении коммерческих судов в России, что означало появление системы таких судов - предшественницы нынешней системы арбитражных судов.

 

Открываются коммерческие суды в Санкт-Петербурге (1832 г.), Москве (1833 г.), Новочеркасске (1835 г.), других городах.

 

Устав судопроизводства в коммерческих судах определял вопросы подсудности, вызова и явки в суд, отводов, собирания показаний сторон и т. п.  Он включал в себя 16 глав, 470 статей и Временные правила о порядке производства дел о несостоятельности из 28 статей.

 

Обращение в коммерческий суд начиналось с подачи прошения председателю суда, который направлял его в соответствующее отделение. Если прошение удовлетворяло формальным требованиям закона, то заводилось дело. Процесс считался начавшимся с момента вручения сторонам повесток.

 

Судебная реформа 1864 года в России организационно коммерческих судов не коснулась. Изменения произошли только в судопроизводстве: споры теперь рассматривались не только на основании Устава торгового судопроизводства, но и в соответствии с Уставом Гражданского Судопроизводства от 20 ноября 1864 года, введенного в действие применительно к общим судам и содержащего общие правила сбора и оценки доказательств.

 

Исполнение решений коммерческих судов производилось по исполнительным листам через судебных приставов и находилось вне юрисдикции коммерческих судов.

 

Главной особенностью производства в коммерческих судах России, как отмечали современники, являлось стремление к "возможно скорому" разрешению дел. Коммерческие суды действовали вплоть до 1917 года. Декретом о суде № 1 Cоветской власти они были упразднены.

 

 

В последующий период споры, возникающие между казёнными организациями, предприятиями и учреждениями, решались уже в административном порядке. 21 сентября 1922 года утверждено Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями. Согласно этому Положению создаются арбитражные комиссии в центре - при Совете Труда и Обороны (Арбитражная комиссия при СТО) и на местах - при областных экономических совещаниях. В 1924 году организация системы арбитражных комиссий как специальных органов, созданных для рассмотрения имущественных споров между государственными и кооперативными предприятиями и организациями, в основном завершилась. В ряде наркоматов и других ведомствах действовали свои арбитражные комиссии для разрешения имущественных споров между предприятиями и учреждениями одного и того же ведомства, получившие название ведомственных арбитражных комиссий.

 

3 мая 1931 года утверждено Положение о Государственном арбитраже. В нем указывалось, что Госарбитраж "учреждается для разрешения имущественных споров между учреждениями, предприятиями и организациями обобществленного сектора в направлении, обеспечивающем укрепление плановой и договорной дисциплины и хозяйственного расчета". В 1934 году к компетенции органов Госарбитража были отнесены споры, возникающие при заключении договоров.

 

После принятия Конституции СССР 1977 года арбитраж признан конституционным органом. Организация и порядок его деятельности стали определяться Законом "О государственном арбитраже в СССР". Однако по существу система государственного арбитража наполовину являлась органом управления и вмешательства исполнительной власти в хозяйственную деятельность предприятий, учреждений и организаций.

 

С началом глубоких экономических преобразований и формированием рыночных отношений возникла потребность в создании независимой судебной системы, специально приспособленной для рассмотрения экономических споров между хозяйствующими субъектами. В июле 1991 года принят Закон "Об арбитражном суде". Постановлением Верховного Совета РСФСР от 1 октября 1991 года "О введении в действие Закона РСФСР "Об арбитражном суде" арбитраж и иные аналогичные органы в системе министерств, государственных ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях упразднялись. Производство при рассмотрении споров между хозяйствующими субъектами стало осуществляться по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, введенным в действие 5 марта 1992 года.

 

Арбитражный суд Тверской области (ранее – Тверской областной арбитражный суд) был образован постановлением Верховного Совета РСФСР 18 июня 1992 года № 3067-I. Однако было бы несправедливо отвергать историческую связь современного арбитражного суда с Государственным арбитражем Тверской (с 1935 года по 1990 год - Калининской) области.

 

Историю Калининского Госарбитража восстановить сегодня достаточно сложно: период военного лихолетья, годы радикальных общественных перемен привели к утрате многих архивных материалов. Однако нет никакого сомнения в том, что эту историю делали люди достойные и профессиональные.

 

Сохранившиеся архивные документы позволяют восстановить лишь немногие имена тех, кто создавал и укреплял авторитет экономической юстиции Верхневолжья. В частности, известно, что в конце 50-х – начале 60-х гг. прошлого века должность Главного арбитра Государственного арбитража при Калининском промышленном облисполкоме занимал Василий Васильевич Королёв, с 1962 г. по 1965 г. – Валентина Петровна Попова. В ноябре 1965 г. Главным арбитром Государственного арбитража при Калининском облисполкоме был назначен Кузьма Владимирович Дерванов – участник Великой Отечественной войны, кавалер многих боевых наград. После ухода К. В. Дерванова на заслуженный отдых на должность Главного государственного арбитра в июле 1987 года был назначен Анатолий Иванович Калачёв, который 02 апреля 1992 года постановлением Верховного Совета РФ № 2642-1 был избран первым председателем Тверского областного арбитражного суда. А спустя четыре месяца – 18 июня 1992 года постановлением Верховного Совета РФ № 3067-1 был сформирован весь состав Тверского областного арбитражного суда. Эта дата и считается днём основания современного Арбитражного суда Тверской области.

 

В 1992 году основу Арбитражного суда Тверской области составили бывшие сотрудники государственного арбитража: Калачёв Анатолий Иванович (в настоящее время – судья в отставке) – главный государственный арбитр области, ставший первым председателем арбитражного суда, заслуженный юрист Российской Федерации; Кожемятова Любовь Николаевна (в настоящее время – судья в отставке) – заместитель главного государственного арбитра области, заместитель председателя арбитражного суда, заслуженный юрист Российской Федерации; государственные арбитры, назначенные судьями: Попов Алексей Анатольевич (с 1 марта 2005 г. и по настоящее время являющийся председателем Арбитражного суда Тверской области), Головина Татьяна Ильинична, Потапенко Галина Яковлевна (в настоящее время – судья в отставке), Орлова Валентина Александровна (в настоящее время – судья в отставке), а также работники аппарата Демидчик Светлана Ивановна, Гаврилова Валентина Васильевна, Ефимова Елена Васильевна, Кондратьева Валентина Ануфриевна, Рощина Светлана Евгеньевна (в настоящее время являющаяся судьей). Одновременно судьями были избраны и юристы, ранее работавшие в различных отраслях народного хозяйства: Куров Олег Евгеньевич, Бажан Ольга Михайловна, Жукова Валентина Васильевна, Данилова (Нофал) Лариса Владимировна, Рожина Елена Ивановна, Щербакова (Борцова) Наталья Анатольевна, Буркова Людмила Валентиновна.

 

В дальнейшем арбитражный суд пополнился новыми опытными юристами-практиками, пришедшими из предприятий, организаций города и области. Сегодня это даёт возможность динамично и профессионально развивать в регионе судебную власть, способную решать поставленные задачи по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

 

Первоначально (с 1992 года по 1995 год) организационная структура арбитражного суда области включала в себя две судебные коллегии: коллегию по рассмотрению дел, возникающих из экономических споров и споров в сфере управления, а также коллегию по проверке в кассационном порядке законности и обоснованности судебных решений. Позднее в связи с изменением действующего законодательства об арбитражных судах был образован Президиум Арбитражного суда Тверской области, а также единая коллегия по рассмотрению экономических споров, состоящая из двух судебных составов: судебный состав по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и судебный состав по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

 

В марте 2004 года в Арбитражном суде Тверской области составы были преобразованы в две соответствующие судебные коллегии.

 

В настоящее время в Арбитражном суде Тверской области образованы Президиум суда, две судебные коллегии и пять судебных составов.